Мы продолжаем серию статей о развитии мотоцикла как самостоятельного вида техники, а заодно делимся интересными фактами из истории данного направления. Если вы читаете нас впервые, настоятельно рекомендуем ознакомиться с предыдущими обзорами:
Часть 1:
https://мопеды.рф/blog/83426/
Часть 2:
https://мопеды.рф/blog/83544/
Сегодня же на повестке дня — рассказ о том, как после войны менялось отношение к мотоциклам в Европе.
Процесс восстановления шел активными темпами: развивалась наука, росли технические достижения — а вместе с ними эволюционировали и мотоциклы. На каждом континенте данное направление пошло по своему самобытному направлению, поэтому предлагаем поговорить про каждое из них в отдельности.
Мотоциклостроение в Европе
После революции, которую совершил Готлиб Даймлер, главными центрами производства мотоциклов долгое время были Германия и Великобритания. Именно в этих странах первыми осваивали новейшие разработки: например, V-Twin, который в Европе начали использовать в мотоциклах на 6 лет раньше, чем в США.
В числе ключевых европейских брендов можно назвать Triumph, Norton, Royal Enfield и BMW (изначально Bayerische Motorenwerke), которые обеспечивали мотоциклами большую часть континента, а впоследствии наладили экспорт в США и Японию.
Как и многие другие производители, большинство европейских фабрик пережили все военные кризисы благодаря сотрудничеству с армиями, куда мотоциклы поставлялись для фронтовых нужд. Потребность в доступном мобильном транспорте позволила им достаточно быстро реабилитироваться в 1946-1950 годах. Именно в это время начала вырисовываться характерная черта большинства европейских моделей: в то время как байкеры США требовали скорости и адреналина, жители Старого Света хотели видеть компактные и экономичные модели.
Именно в это время на свет появляются скутеры и скутеретты. Первопроходцами стали итальянцы из Piaggio, которые под маркой Vespa начали выпускать компактные мопеды в лаконичном дизайне. Когда появился первый такой мотоцикл, никто даже не предполагал, что «модель практического характера» (именно так она описывалась в патенте) будет иметь настолько громкий успех. Эта премьера 1947 года может считаться отправной точкой истории итальянских мотоциклов — вслед за Piaggio свои мотоциклы представили их земляки из компаний Moto Guzzi, а также возобновили производство в Benelli. Еще спустя несколько лет стан итальянских мотопроизводителей пополнили Aprilia и Bimota.
К 60-70-м годам, по мере развития мотоспорта, европейцы все-таки испытали потребность в быстрых трековых моделях. Однако вместо того, чтобы организовывать поставки из США или Японии, они решили создать их самостоятельно — и в этом направлении также отличились итальянцы. Именно они первыми представили на европейском рынке гоночные модели. Ключевыми моделями стали спортбайки MV Agusta 98 и Moto Guzzi V7 Sport, а также кроссовый мотоцикл Aprilia Scarabeo.
Несмотря на все достижения индустрии, мотоциклы не стали такими же востребованными, как на других континентах. Отчасти это было связано с выросшей к 70-м годам доступности привычных автомобилей, отчасти — с плачевным состоянием дорог. Впрочем, это все с лихвой компенсирует вклад Европы в развитие мотоспорта, а также масштабы производства техники для других регионов.
Что было дальше? Скоро узнаете в новой части нашего познавательного цикла статей!